Личностные качества успешного педагога

Личностные качества успешного педагога

К числу наиболее существенных личностных качеств многие исследователи относят общительность (Кан-Калик В.А., Кессель В., Кузьмина Н.В., Эннуло Я., Тихолаз Т.М.,1995).

Ряд исследователей одним из важнейших качеств педагога, влияющих на эффективность педагогической деятельности, называют эмпатию (Юсупов И.М., 1988; Гаврилова Т.П., 1975; Борисенко СБ., 1988; Жучева Е.А., Тюлин М.Д.,1994 и др.). Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и является ключевым фактором успеха в тех видах деятельности, которые требуют в чувствования в мир партнера по общению и прежде всего в обучении и воспитании.

Принятие ответственности на себя за свою деятельность, осознание допущенных собой промахов и ошибок и готовность самому их преодолевать, не перенося вину и ответственность на других - все это способствует личностному росту педагога и установлению творческого воспитательного и обучающего процесса.

Эффективность педагогической деятельности связана с таким личностным качеством как ответственность, причем ответственность рассматривается не как абстрактное качество, а как многопризнаковое (поликомпонентное) образование, включающее в себя функциональное единство конкретных мотивационных, эмоциональных, когнитивных, операционных, регуляторных и результативных характеристик, которые составляют его внутреннюю природу и структуру.

Определяющее влияние на эффективность педагогической деятельности оказывают оптимальные качества (Симонов В.П.,1995). К оптимальным личностным качествам относятся: сильный уравновешенный тип нервной системы; тенденция к лидерству; уверенность в себе; требовательность; добросердечие и отзывчивость; гипертимность; эмотивность. Меньшее влияние на эффективность профессиональной деятельности педагога оказывают качества, относящиеся к уровню допустимых качеств: сильный неуравновешенный тип нервной системы; властность; самоуверенность; непримиримость; недостаточная самостоятельность; педантичность; застреваемость. К критическим характеристикам качеств личности относятся качества, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности педагога. К критическим авторы относят слабый инертный тип нервной системы; деспотизм; самовлюбленность; жестокость; чрезмерный конформизм; возбудимость, демонстративность, экзальтированность; тревожность и дистимность (Симонов В.П.,1995).

Личностные качества успешного педагога: невысокая общительность, низкая тревожность, высокая эмоциональная устойчивость, адекватная положительная самооценка, высокий уровень ответственности, высокоразвитая способность к эмпатии, рефлексии, гибкость эмоциональная, когнитивная, поведенческая.