Профилактика трудновоспитуемости
Трудновоспитуемость представляет собой не случайный эпизод в жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности.
Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Такие отклонения наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляют крайнюю неустойчивость поведения, конфликтуют с педагогами. Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы, болтливы и непослушны.
Причин, по которым ребёнок делается трудным достаточно. Это:
- Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности, единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание, избалованность, изнеженность ребенка.
- Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом их безответственным отношением к воспитанию детей.
- Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.
- Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Причины трудновоспитуемости – биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы и инвалидность и др.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические.
К трудновоспитуемым детям надо руководствоваться следующими принципами:
- Прогресс, а не идеал! (любое, даже самое небольшое положительное изменение в поведении трудновоспитуемого ребенка считается уже успехом и самого ребенка).
- Воспитание – работа на будущее (даже если нет видимых результатов, не надо отчаиваться, они обязательно будут, но нужно время и терпение).
Эффективному взаимодействию с трудными детьми способствуют:
- знание и учет факторов социализации личности ребенка, причин отклонений в его поведении;
- учет индивидуально-психологических, возрастных, половых особенностей ребенка, социальной ситуации его развития;
- опора на положительное в ребенке, вера в его возможности, заинтересованность в судьбе воспитанника;
- включение в творческую общественно полезную деятельность;
- защита ребенка от неблагоприятных условий и влияний.